Нормативно правовые акты в сфере противодействия коррупции
Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
УРУС-МАРТАНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОЙТИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
_________________________________________________________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09.07.2014 г. с.Гойты с.Гойты№ 33
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609) приказываю:
- Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в МУ « Администрация Гойтинского сельского поселения»"
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации Гойтинского сельского поселения.
Глава администрации
Гойтинского сельского поселения Ю.Ю.Хамидов
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
МУ « Администрация Гойтинского сельского поселения»"
I. Общие положения
- Настоящий Порядок устанавливает правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов МУ « Администрация Гойтинского сельского поселения»" ( далее «Администрация»)
- Объектом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов МУ « Администрация Гойтинского сельского поселения»"
- Цель антикоррупционной экспертизы - выявление в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов МУ « Администрация Гойтинского сельского поселения»" коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
- В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609) основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов МУ « Администрация Гойтинского сельского поселения»"
- Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится работниками « Администрации» одновременно с проведением правовой экспертизы согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084) (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы).
- До направления на антикоррупционную и правовую экспертизу проект нормативного правового акта подлежит визированию руководителям.
- В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер ответственное за подготовку проектов нормативных правовых актов, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в прокуратуру, размещает эти проекты на официальном сайте « Администрации» в сети Интернет с указанием адреса электронной почты для направления экспертных заключений, даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Срок размещения проектов нормативных правовых актов на официальном сайте « Администрации» в сети Интернет для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность составляет не менее семи дней.
- Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента поступления проекта нормативного правового акта на правовую экспертизу в « Администрацию»
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в случае выявления в них коррупциогенных факторов готовится заключение, в котором указываются конкретные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, и соответствующие выявленные коррупциогенные факторы. В заключении могут быть также отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
Заключение должно содержать предложения о способах устранения выявленных в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов.
- Замечания, отраженные в заключении, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению в « Администрации», подготовившем проект нормативного правового акта.
- При проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта исполнитель проекта может привлекаться в рабочем порядке органом, проводящим антикоррупционную экспертизу, для дачи пояснений по проекту.
- Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняет работник « Администрации»подготовившим указанный проект, на стадии его доработки.
- В случае несогласия с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, работник подготовивший проект нормативного правового акта с приложением заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы и обосновывающих материалов направляет Главе администрации для принятия решения и действует в соответствии с его указаниями.
III. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
МУ « Администрация Гойтинского сельского поселения»"
- В целях проведения антикоррупционной экспертизы изданных нормативных правовых актов « Администрация» исполнитель нормативных правовых актов, после их подписания (утверждения) Главой администрации (лицом, его замещающим) ведут постоянный мониторинг их применения для выявления в них коррупциогенных факторов, в соответствии с Методикой проведения экспертизы на коррупциогенность.
В ходе мониторинга осуществляются сбор и обобщение информации о практике применения нормативных правовых актов « Администрации», ее анализ и оценка.
- При обнаружении в изданных нормативных правовых актах « Администрации» коррупциогенных факторов соответствующее ответственное лицо в трехдневный срок направляет указанные нормативные правовые акты с мотивированным обоснованием на антикоррупционную экспертизу, проведение которой осуществляется в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
- На основании заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы соответствующее лицо готовит предложения по устранению выявленных в нормативном правовом акте « Администрации»коррупциогенных факторов и направляет их Главе администрации или лицу, исполняющему его обязанности, для принятия решения.
Приложение. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
к Порядку об организации
проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных
правовых актов и проектов
нормативных правовых актов
в МУ « Администрация Гойтинского сельского поселения»
Образец
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
____________________________________________________________________
( администрация Гойтинского сельского поселения)
по результатам антикоррупционной экспертизы
_________________________________________________________________________
(наименование проекта нормативного правового акта, подготовленного
Администрацией Гойтинского сельского поселения)
Руководствуясь частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля
2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов" и пунктом 2 Правил
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96,
в________________________________________________________________________
( администрации Гойтинского сельского поселения)
проведена антикоррупционная экспертиза___________________________________
_______________________________________________________ (далее - проект).
(наименование проекта нормативного правового акта)
Вариант 1:
В представленном проекте коррупциогенные факторы не выявлены.
Вариант 2:
В представленном проекте выявлены коррупциогенные факторы*.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается
_________________________________________________________________________
(указывается способ устранения коррупциогенных факторов)
Подпись ответственного лица за проведения антикоррупционную экспертизу
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями)
Методика
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96)
- Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
- Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
- Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
- Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.